Карлос Саура / Carlos Saura

 Карлос Саура (исп. Carlos Saura) родился 4 января 1932 в Уэска, Испания — испанский кинорежиссёр с признанным международным авторитетом. Младший брат художника Антонио Сауры.

После своих первых фильмов Саура в 1967 году начинает сотрудничество с продюсером Элиасом Керехета (Elías Querejeta) на фильме «Мятный коктейль со льдом (Замороженная мятная лепёшка)», дающем начало более известному периоду в его карьере. «Мятный коктейль со льдом» — это новое психологическое исследование последствий франкистских репрессий по окончании гражданской войны, сексуальная заторможенность и другие недостатки его поколения. Развязка фильма такая же жестокая, как и в «Охоте», но теперь она происходит в памяти или в более примитивных инстинктах персонажей.

Темы и образы, отшлифованные этим абстрактным стилем, развивались в сотрудничестве с Керехета, который стремился обмануть цензуру и высветить недостатки испанского общества, продолжились в «Стресс: три, три» (1968), «La madriguera» (1969), «Сад наслаждений» (1970) y «Анна и волки» (1972).

«Анна и волки» представляет нам замкнутый мир большой усадьбы одной испанской аристократической семьи. Рафаэла Апарисио, владычица этого замкнутого мира, повторно получит эту роль в «Маме исполняется 100 лет» (1979) — продолжении фильма «Анна и волки». В родовой замок приезжает гувернантка-иностранка, чтобы обучать детей Хуана — хозяина дома. Подавленные желания трёх мужчин семьи прорываются после приезда этой красивой девушки, чьи манеры более свободны, а её искренность пробуждает в подсознании мужчин потаённые желания. Анна взбудораживает окружающий её мир закрытой и консервативной семьи, разоблачая таким образом проблемы, которые во многом определяют [испанское] общество того времени.

В фильме «Кузина Анхелика» (1973), который получил специальный приз жюри на каннском кинофестивале, прошлое (1936) и настоящее (1973) объединяются, и это показывается посредством смешения прошедшего времени, которое воспроизводится в сценах фильма, включённых в рамки одного и того же эпизода. Таким образом раскрывается тема присутствия страданий прошлого в настоящем — классический приём психоанализа. Присутствие прошлого в настоящем также имеет другие сокрущающие следствия, как контраст детской любви Луиса и Анхелики, которая была возможно её единственной любовью, и взрослых отношений Луиса и Анхелики уже женатых, в ситуации, которая делает невозможным восстановление прежних эмоциональных отношений. Это не первый фильм, где используются воспоминания и проникновение прошлого в настоящее, которые уже были хорошо показаны в предыдущей работе «Сад наслаждений» (1970).

«Выкорми ворона» (1975), также отмеченный жюри на каннском кинофествиале, снова использует тему воспоминаний, противопоставляя взгляд девочки Анны Торрент (Ana Torrent), которая снималась в «El espíritu de la colmena» (1973) у Виктора Эрисе, и образ Хосе Луиса Лопеса Васкеса (José Luis López Vázquez), чей персонаж продолжает линию, начатую исполнением роли в «Саду наслаждений», где появлялся в кресле-каталке, символизируя этим духовный паралич того поколения.

«Элиза, жизнь моя» (1977), возможно, лучшая работа Сауры. Исходя из очень амбициозной идеи взаимоотношений кино и литературы, в ленте ведётся непрерывный диалог с характерными элементами кино: изображения, звуки, музыка и тексты. В ряде сцен есть глубокая связь между написанием текстов и составлением визуальных композиций. Дневник, который ведёт персонаж Фернандо Рэя, является источником высказываний, вопринимаемых нами, но всё осложняется его дочерью, которую играет Джералдин Чаплин, когда она читает этот дневник своей смерти. … В это всё вплетены ссылки на «El gran teatro del mundo» Кальдерона де ла Барка, «El Criticón» Бальтасара Грасиана и миф о Пигмалионе, который мы слышим в виде оперы Жана-Филиппа Рамо (Пигмалион, 1748). Лейтмотивом фильма является музыка «Первой Гноссиенны» знаменитого французского композитора начала XX века, Эрика Сати, которая переносит нас в область воспоминаний.

С приходом демократии в Испанию Саура превращается в выдающегося кинематографиста периода Перехода (Transición Espanola — переход от диктатуры Франко к демократическому и правовому обществу). Фильм «С завязанными глазами» (1978) — рассуждение против стаданий и несправедливости в Латинской Америке. В следующем году Саура берётся за свою первую комедию, пересматривая семью из фильма «Анна и волки» на этот раз в комичном ключе и с ощущением конца эпохи Франко из фильма «Маме исполняется 100 лет». Фильм достигает всего, успеха у критики и публики, награждается на разных кинофестивалях и выдвигается на Оскар в номинации «лучший иностранный фильм».

Фильмография


1956 — «Воскресный вечер»/La tarde del domingo
1958 — /Cuenca
1959 — «Бродяги»/Los golfos
1963 — «Плач по бандиту»/Llanto por un bandido
1965 — «Охота»/La caza; Приз лучшему режиссёру на Берлинском кинофестивале.
1967 — «Мятный коктейль со льдом»/Peppermint frappé; Серебряный Медведь Берлинского кинофестиваля.
1968 — «Стресс: три, три»/Stress es tres, tres
1969 — /La madriguera
1970 — «Сад наслаждений»/El jardín de las delicias.
1972 — «Анна и волки»/Ana y los lobos
1973 — «Кузина Анхелика»/La prima Angélica; Специальный приз жюри на Каннском кинофестивале.
1975 — «Выкорми ворона»/Cría cuervos; Приз жюри на Каннском кинофестивале.
1977 — «Элиза, жизнь моя»/Elisa, vida mía; Приз актёру Фернандо Рею на Каннском кинофестивале.
1978 — «С завязанными глазами»/Los ojos vendados; номинация на золотую пальмовую ветвь в Каннах, премия за лучший сценарий от Общества писателей-сценаристов (Círculo de Escritores cinematográficos — CEC).
1979 — «Маме исполняется 100 лет»/Mamá cumple cien años; номинация на Оскара за лучший иностранный фильм.
1980 — «Быстрей, быстрей»/Deprisa, deprisa; Золотой медведь Берлинского кинофестиваля
1981 — «Кровавая свадьба»/Bodas de sangre; Приз за лучший фильм от CEC.
1981 — /Dulces horas
1982 — /Antonieta
1983 — «Кармен»/Carmen; номинация на Оскар за лучший иностранный фильм BAFTA и Приз жюри Каннского кинофестиваля и другие награды.
1984 — /Los zancos
1986 — «Колдовская любовь»/El amor brujo
1988 — «Эльдорадо»/El Dorado
1988 — «Тёмная ночь»/La noche oscura
1990 — «Ай, Кармела!»/¡Ay Carmela!; тринадцать премий Гойя и другие награды.
1991 — /Sevillanas
1991 — «Юг»/El sur
1992 — «Марафон»/Maratón
1993 — «Стреляй»/¡Dispara!
1995 — «Фламенко»/Flamenco
1996 — «Такси»/Taxi
1998 — «Птичка»/Pajarico
1998 — «Танго»/Tango; номинация на «Оскар» за лучший иностранный фильм, Приз за операторскую работу в Каннах и др. награды.
1999 — «Гойя»/Goya en Burdeos; Гран-При двух Америк в Монреале.
2001 — «Буньюэль и пир царя Соломона»/Buñuel y la mesa del rey salomón
2003 — /Salomé; Приз за артистическую ценность в Монреале
2004 — «Седьмой день»/El séptimo día
2005 — «Иберия»/Iberia; Премия Гойя за лучшую операторскую работу Хосе Луиса Лопеса-Линареса (José Luis López-Linares).
2007 — «Фаду»/Fados

Награды


Лучший режиссёр, Берлин — «Охота» (1965).
Серебряный медведь, Берлин-1968 — «Мятный коктейль со льдом» (1967).
Prix L’Age d’Or за лучший фильм на кастильском наречии от аргентинской Ассоциации летописцев кинематографии (la Asociación de Cronistas Cinematográficos), за «Анна и волки» (1972)
Специальный приз жюри, Канны-1974 за фильм «Кузина Анхелика» (1973). Номинация на «Оскар» за лучший иностранный фильм.
Специальный приз жюри, Канны-1976 за фильм «Выкорми ворона» (1975). Номинация на «Оскар» за лучший иностранный фильм — 1976. Приз французских критиков (1976). Приз критиков на фестивале в Брюсселе (1977). Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучшая актриса (Джералдин Чаплин) от нью-йоркской Ассоциации летописцев (la Asociación de Cronistas de Espectáculos) — 1978.
«Элиза, жизнь моя» (1977); Приз актёру Фернандо Рэю в Каннах-1977. Лучший фильм по версии CEC — 1978.
«Маме исполняется 100 лет» (1979); Специальный приз жюри на Международном кинофествиале в Сан-Себастьяне (1979). Номинация на «Оскар» за лучший иностранный фильм — 1979. Лучший сценарий на фестивале в Чикаго — 1979. Специальный приз критиков на фестивале в Брюсселе — 1980.
«Быстрей, быстрей» (1980); Золотой медведь на Берлинском кинофестивале 1981 года. Специальный приз на фестивале в Сиднее — 1981.
Премии Гойя — 1990 за «Ай, Кармела!»: Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучшая актриса в главной роли (Кармен Маура), Лучший актёр в главной роли (Андрес Пахарес), Лучший актёр второго плана (Габино Диего), Лучший адаптированный сценарий (Карлос Саура и Рафаэль Аскона), Лучший продюсер, Лучший монтаж, Mejor dirección artística, Лучший подбор костюмов, Лучший грим, Лучший звук, Лучшие спецэффекты.
Золотая медаль Академии кинематографического искусства и наук Испании (la Academia de las Ciencias y las Artes Cinematográficas) — 1992.
Медаль от la Orden de Artes y Letras Франции — 1993.
Título de Gran Oficial de la Orden del Mérito Италии.
Doctor honoris causa por la Universidad de Zaragoza (1994).

Официальный сайт http://www.clubcultura.com/clubcine/clubcineastas/saura/home.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*